ООО
«Недвижимость и Оценка»

На главную Написать письмо Контакты

Юридическая помощь / Статьи в газете «Шанс плюс»

Нужно ли платить за поврежденный товар в магазине?

Бытует расхожее мнение, что ответственность за случайную гибель и повреждение товара лежит на его собственнике. Об этом вроде как напрямую говорят некоторые статьи Гражданского кодекса РФ. Так, согласно ст. 211 ГК РФ, риск случайной гибели имущества или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором. А как же быть в ситуации, когда покупатель по неосторожности поспособствовал повреждению или гибели товара, еще не оплатив его? Здесь вступает в силу статья 1064 ГК РФ, в которой указано что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Вот здесь мы сталкиваемся с понятием вины в гражданском праве. И придется смириться с тем, что вина не всегда предусматривает наличие умысла. Причинение вины по неосторожности, не избавляет от ответственности и возмещения убытков. Также существует заблуждение, что в подобных случаях покупатель должен возместить продавцу стоимость товара по его закупочной цене. Это не так. Покупатель должен компенсировать стоимость товара по цене в розницу, поскольку в данном случае продавец не должен терпеть убытки в виде упущенной выгоды. Но существуют обстоятельства при которых степень вины покупателя будет признана минимальной и в таких случаях, ответственности покупатель нести не будет. Что же это за ситуации? А это те ситуации, где присутствует вина самого продавца. К примеру, узкие и загроможденные проходы между стеллажами, скользкий пол, шаткие конструкции из выставленного товара, товар, выставленный к самому краю без заградительных бортиков, дернувшийся транспортер на кассе и т.п. Но, следует помнить, что отсутствие вины, согласно российскому действующему законодательству, должен доказывать именно причинитель вреда. Отдельно коснемся ситуации, когда обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющимся причинителем вреда. Это может быть, к примеру, причинение вреда несовершеннолетними в возрасте до четырнадцати лет. Поэтому, находясь с детьми на территории магазина, стоит помнить, что именно вы несете ответственность за их действия и за возможный вред, который они могут причинить.

Ну а теперь следует упомянуть непосредственно о самой процедуре возмещения ущерба, о правах и полномочиях действий сотрудников магазина и охраны. Компенсация вреда должна оформляться не товарно-кассовым чеком, поскольку в данном случае не заключается договор купли-продажи, а приходным кассовым ордером, в котором указывается причина выплаты. Если покупатель отказывается компенсировать ущерб на месте, то продавец вполне может составить акт о случившемся правонарушении. В этом акте покупатель может внести все свои замечания и соображения, по которым он отказывается компенсировать причиненный вред. С данным актом продавец вправе обратиться в суд и в исполнительном порядке взыскать понесенные убытки с покупателя. Как раз в этом случае пригодятся все внесенные дополнения и примечания. Не стоит отказывать продавцу в предоставлении паспортных данных, а также пытаться покинуть магазин. Поскольку в этом случае продавец и представители охраны могут вызвать наряд милиции, а также задержать покупателя до момента его прибытия. Формальным прикрытием для их действий может послужить обвинение в мелком хулиганстве, то есть в умышленном повреждении чужого имущества. Поэтому если вы не согласны с обвинением продавца, то лучше решать подобные вопросы цивилизованно и аргументировать свои доводы уже в суде.

Помните, что, как правило, продавцы либо закрывают глаза на мелкие случаи порчи товара, такие как бутылка вина или банка лечо, либо имеют в своем бюджете расходную статью на поврежденный товар. К тому же обычно, когда ситуация спорная и покупатель ведет себя адекватно, сотрудники магазина всегда готовы решить вопрос полюбовно, не доводя до судебных разбирательств и стараясь поддержать положительный имидж магазина.