ООО
«Недвижимость и Оценка»

На главную Написать письмо Контакты

Юридическая помощь / Статьи в газете «Шанс плюс»

В отпуск зарубеж!

Сегодня многие наши соотечественники уже могут позволить себе поездку за границу — в Турцию, Египет, в Грецию и др. страны. Для того, чтобы прекрасно провести время и не обмануться в своих ожиданиях нужно к нему подготовиться. Помните, подготовленного туриста обмануть труднее.
Сегодня лицензирование турфирм отменено. По закону, осуществлять туроператорскую деятельность в России имеют право только компании, вошедшие в Единый федеральный реестр туроператоров. Чтобы в него войти, туроператор должен получить финансовую гарантию своей деятельности (то есть внести определенную сумму в банк или страховую компанию).
Туристические фирмы обычно представляют собой один из двух вариантов: туроператоры (имеющие связи в предлагаемом месте отдыха; они сами заключают договор об аренде гостиницы; фрахтуют самолеты и пр.) являются непосредственно «исполнителями»; и турагентства — фирмы-посредники, продают туры, организованные туроператорами. Если ваш выбор пал на «фирму-агента», выясните, существует ли между ней и туроператором юридически оформленные отношения, как давно обе фирмы занимаются этим бизнесом, кто будет нести ответственность за нарушение условий договора, обязательно потребуйте координаты туроператора.
В любом случае с туристом в обязательном порядке должен быть заключен письменный договор. Для клиента это гарантия того, что он получит обещанный набор услуг. Не спешите подписывать договор. Вы имеете право ознакомиться со всем пакетом документов, оформляемых турфирмой до заключения договора на оказание туристских услуг.
Нужно отметить, что в предлагаемых туристу документах: в договоре, в турпутевке и информационном листе должна содержаться полная информация о турпоездке время начала и окончания тура, пункт отправления, категория отеля, программа пребывания, питания, перелета, перечень услуг, предоставляемых за дополнительную плату, краткое описание района путешествия (достопримечательности, особенности рельефа местности) и др. Если турфирма берет на себя обязательство приобрести билеты, то в договоре должны быть указаны категория проездного билета, маршрут, вокзал, аэропорт и т.п., время отъезда и прибытия, трансфер, когда и каким образом турист получает билеты. Зачастую билеты предоставляются туристу непосредственно перед отъездом, что дает лишний повод для волнений о том, состоится ли вообще поездка.
Прежде всего, при оказании туристских услуг должен быть обеспечен приемлемый уровень риска для жизни и здоровья туристов, как в обычных условиях, так и в чрезвычайных ситуациях (стихийных бедствиях и т.п.).
Так, в странах Африки, Азии и Южной Америки существует реальный риск заразиться такими заболеваниями, как малярия, желтая лихорадка, чума, холера. И фирма обязана проинформировать туриста о соблюдении мер предосторожности и необходимости профилактики (например, сделать необходимые прививки).
В случаях же возникновения чрезвычайных ситуаций к защите интересов российских туристов в стране временного пребывания, в том числе к принятию мер по их эвакуации в Российскую Федерацию, подключается государство.
Турфирма также должна информировать туриста о реальных климатических условиях (повышенная или пониженная температура окружающей среды, резкие перепады давления). Зачастую происходит обратное, и фирма пытается использовать специфические климатические условия как доказательство своей невиновности.
Понятие безопасности предоставляемой услуги включает не только безопасность для жизни и здоровья туриста, но и обеспечение сохранности его имущества. Турфирма обязана обеспечивать его сохранность на протяжении всей поездки. В каждой гостинице, независимо от её категории, должен быть замок с внутренним предохранителем (в гостинице с 4 и 5 звездами — замок повышенной секретности); такие услуги, как хранение ценностей в сейфе администрации и хранение багажа.
В силу российского законодательства турист имеет право на беспрепятственное получение неотложной медицинской помощи. Однако это право носит чисто декларативный характер, так как во всех странах медицинские услуги платные. Адекватную медицинскую помощь он получит только при наличии страхового полиса. В соответствии с действующим законодательством турфирма страхует туриста (на случай внезапного заболевания и от несчастного случая) только в том случае, если законодательством страны временного пребывания установлены требования предоставления гарантий оплаты медицинской помощи лицам, временно находящимся на её территории. В остальных случаях страхование — право туриста, а фирма лишь обязана объяснить туристу последствия отсутствия страховки и рассказать, где эту страховку можно приобрести.
Помните, что вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу, вследствие недостатков услуги, а также вследствие непредставления достоверной или полной информации об услуге, подлежит возмещению исполнителем в полном объеме независимо от его вины и независимо от того, состоял ли потерпевший с ним в договорных отношениях.
Конечно, при составлении договоров турфирмы пытаются ограничить свою ответственность перед туристом и дают себе возможность в одностороннем порядке изменять условия договора. Однако, в соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Гражданский кодекс РФ (ст. 782) и Закон РФ «О защите прав потребителей» предусматривают, что потребитель (турист) вправе расторгнуть договор в любое время, оплатив исполнителю (турфирме) фактически понесенные им расходы. Турфирма вправе отказаться от исполнения договора лишь при условии полного возмещения туристу убытков.
Закон также предусматривает, что, если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению исполнителем в полном объеме. 

Р. З. Максимова

Шанс плюс № 20(155), 18.06.2008 г.